Питание

Едим правильно вместе
….КОРОТКО О ЗНАЧЕНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Многие думают, что рациональное питание необходимо только детям первым двух лет жизни. Но это далеко не так. Детей нужно правильно кормить в любом возрасте, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие их организма.
Малыши от трех до семи лет продолжают активно расти. В таком возрасте дети очень подвижны, тратят много энергии, которую может восполнить только еда. Конечно, в этот период дети еще не задумываются о том, насколько она полезна, они могут лишь определить нравятся или не нравятся те или иные продукты. Но если кормить ребенка только в соответствии с его желаниями и предпочтениями в еде, вряд ли он получит полноценное и сбалансированное питание.

Организация питания в НДОЧУ «Детский сад «Радость»

организовано 5-ти разовое для дошкольников:

  • Завтрак
  • 2-й завтрак (сок или фрукты);
  • Обед
  • Полдник
  • Ужин

Для обеспечения чередования, разнообразия блюд и сбалансированности рациона мы используем «Примерное 10-ти дневное меню». «Примерное 10-ти дневное меню» — это «программа» питания детей, которая обновляется и утверждается органами территориального Роспотребнадзора 2 раза в год с учетом сезонности, т.е. существуют осеннее-зимний и весеннее-летний варианты меню.

Меню разрабатывается по принципу сбалансированного питания, т.е. с учетом благоприятного соотношения в пищевом рационе основных веществ: белков, жиров и углеводов; минеральных солей, витаминов для детей разного возраста. В питании дошкольников количество необходимых для организма белков и жиров практически одинаково (около 68 г. в день), а углеводов требуется в 4 раза больше.

Основу меню составляют утвержденные наборы продуктов питания.
Все продукты для удобства можно условно разделить на так называемые «ежедневные» и «не на каждый день».

Если, например, молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты, а так же масло, сахар дети получают ежедневно, то использование рыбы, сыра и творога ограничено 1 – 2 разами в неделю.
В частности, творог и рыбу дети получают 2 раза в неделю по 100 г., что полностью расходует недельный рацион этого продукта.

В меню детей включены различные салаты из сырых или вареных овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд предлагаются витаминизированные напитки: компоты из сухофруктов, свежих фруктов, клюквы.
В целом, меню предусматривает, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных и только одно крупяное блюдо, так же готовятся и комбинированные гарниры из набора различных овощей.

Ребята приучаются к разнообразной и полезной пище, особенно к овощам, творожным блюдам, молоку. Ориентировочно за день ребенок получает следующие продукты:

  • Молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) – 500 мл, в том числе и кисломолочные продукты (кефир, йогурт);
  • Сметана – 10 г;
  • Творог – 50 г;
  • Масло сливочное – 23 г;
  • Масло растительное – 10 г.;
  • Сахар – 55 г;
  • Сыр – 5 г;
  • Яйцо – ½ шт.;
  • Мясо – 100 г;
  • Рыба – 50 г;
  • Картофель – 220 г.;
  • Овощи – 250 г;

На завтрак дети получают различные молочные каши, блюда из творога.
Обед включает салат, первое, второе и третье блюдо. Для приготовления салата мы используем свежие или вареные овощи, заправленные растительным маслом.

Ассортимент первых блюд включает щи, различные виды супов и борщи.
Вторые блюда готовятся из мяса, курицы, печени, рыбы. На гарнир подаются блюда из картофеля, комбинации овощей, круп, макаронных изделий.
В качестве третьего блюда на обед используем различные компоты или кисель, 3-и блюда витаминизируются из расчета 50 мг на 1 человека.

В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются или исключаются некоторые продукты (рыба, цитрусовые, яйца, молоко, шоколад).

Проводится ежедневный анализ меню с точки зрения его сбалансированности и калорийности. Каждые 10 дней оценивается выполнение рекомендуемого набора продуктов. Контроль проводится по накопительной ведомости, в которой ведется ежедневный учет расхода продуктов на одного ребенка в течение месяца. Подсчитывается среднее количество продукта, выданного за 10 дней. При выявлении отклонений от нормы проводится соответствующая коррекция в следующей декаде.

Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля.

Тщательно выполняются все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов.

Ежедневное составление МЕНЮ осуществляется с помощью компьютерной программы «Меню – DetSad», которая позволяет:

  1. Иметь информацию о наличии продуктов на складе
  2. Вводить новые блюда
  3. Корректировать состав блюд, изменять ингредиенты.
  4. Вести учет калорийности и стоимости питания за день

При составлении ежедневного меню продукты закладываются в соответствии с картотекой технологии приготовления блюд (рецептами приготовления), разработанными на каждое блюдо в отдельности.

… о значении некоторых блюд ….

Первые блюда – традиционно широко используются в питании детей различных возрастных групп. Отличаясь по вкусу и составу, они стимулируют выделение «запального» желудочного сока, повышают аппетит, подготавливая пищеварительную систему к приему основного блюда. Наиболее выраженным активизирующим секрецию пищеварительных соков свойством обладают супы на основе мясных и рыбных бульонов.

Мясные и рыбные блюда. Пищевая ценность этих блюд очень высока. Они являются основным источником высококачественного животного белка, витамина В12, легкоусвояемого железа и многих других веществ, необходимых детям, и поэтому ежедневно включаются в рацион.
Наряду с мясом источником белка является рыба. Белки рыбы содержат все необходимые для организма ребенка аминокислоты. Но, в отличие от мяса, в рыбе мало соединительнотканных образований.

Яйца и блюда из яиц. Яйца содержат высококачественный белок, жиры (в том числе лецитин); витамины (А, В-каротин, В12). Разнообразные блюда из яиц включены в рацион 1-2 раза в неделю.

Молоко и молочные продукты – важнейшие компоненты в питании детей. Выпивая 2 стакана молока, ребенок получает около 15 % белка, около 50% кальция и 30 % витамина В2 суточной нормы. Цельное молоко используется как самостоятельное блюдо, так и в составе каш, молочных супов и др.

Особенное значение в питании детей играют кисломолочные продукты. Ассортимент их очень широк: кефир, ряженка, йогурт и др. Эти продукты содержат свойственные молочным продуктам вещества (белок, кальций и витамин В2), а так же полезные кисло-молочные бактерии, благотворно влияющие на состав кишечной микрофлоры.

Творог и сыр являются ценнейшими источниками кальция и витамина В12. кроме того, содержащийся в твороге белок легче усваиваются, чем белок цельного молока. Творог предлагается детям в виде различных блюд (запеканки, пудинги, шарлотка из творога, сырники и т.д.).

Блюда из круп, макаронных изделий, хлеб, хлебобулочные продукты. Данная группа продуктов поставляет в рацион детей значительное количество пищевых веществ – белки, жиры, углеводы, витамины (В1, В2, РР), минеральные соли (железа, магния, селена и др.), растительные волокна. Однако соотношение белков, жиров и углеводов смешано в сторону углеводов (преобладает крахмал), а биологическая ценность белка ниже, чем в продуктов животного происхождения. Крупы используются для приготовления самых разнообразных блюд: супов, гарниров, каш и др.
Из всего разнообразия круп наибольшей пищевой активностью обладают гречневая и овсяная крупы, поскольку они содержат большее количество питательных веществ, минеральных солей.

Овощные блюда служат основным источником витамина С и В-каротина, растительных волокон, калия, фолиевой кислоты. Многие овощи содержат органические кислоты, улучшающие пищеварение. Пищевая ценность овощных блюд, подвергнутых тепловой обработке, ниже, чем блюд из свежих овощей, поскольку под воздействием высокой температуры происходит разрушение витамина С и фолиевой кислоты. Для большей сохранности овощи опускают в кипящую воду и варят в закрытой посуде в слабо кипящей воде.
… о режиме питания организованных детей

Только благодаря четкому режиму питания, у ребенка вырабатывается условный рефлекс на прием еды в определенное время дня, а это нужно для выработки пищеварительных ферментов и лучшего усвоения пищи.

В НДОЧУ «Детский сад «Радость» приемы пищи распределены таким образом, чтобы за завтраком и за ужином ребенок съедал приблизительно по 25 % суточного рациона, за обедом – 35-40%, а во время полдника и ланча 10-15%.
Интервал между приемами пищи составляет около 3-4 часов, чтобы за это время пища успела полноценно усвоиться.

Если интервал слишком велик, ухудшается работоспособность, память, а чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым снижает усвояемость пищевых веществ.

Правильное питание в семье должно сочетаться с организацией питания в дошкольном учреждении. Домашний рацион питания «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион образовательного учреждения. Ежедневно на доске объявлений родителям предоставляется информация о предстоящем меню.
Воспитанники питаются в столовой. Блюда подаются красиво оформленные, не слишком горячие, но и не холодные. Ребенок самостоятельно сервирует стол, умеет пользоваться столовыми приборами. Дети приобретают потребность в чистоте и опрятности за столом.

Меню на 10 дней.
Нажмите на изображение, для увеличения.